Меню
01.05.2020

Сварка во время войны. Часть 5.

В одной из прошлых статей мы рассказывали об одном из самых больших достижений сварщиков в годы войны - внедрении автоматической сварки под флюсом, особенно в производстве танков. В этом большая заслуга принадлежит Е. О. Патону и руководимому им коллективу научных сотрудников Института электросварки АН УССР. Уже в 1940 г. они  создали сварочный автомат А-66. Электрическая схема этого автомата обеспечивала возбуждение дуги, поддержание постоянной длины дуги и напряжения и заварку кратера в конце шва. Сейчас, в 2020, многие, при покупке сварки, спрашивают есть ли такие функции в аппаратах, будто это редкость или новинка. Поверьте, за 80 лет они стали обыденностью.



Что же до сварки стали, подходящей для брони танков, тут одного оборудования мало. Война требовала значительного расширения списка марок сталей, допускающих применение сварки. До войны была освоена главным образом сварка низкоуглеродистых сталей. Сравнительно редко изготовлялись сварные конструкции из углеродистых и легированных сталей. Поэтому следовало в первую очередь разработать технологию сварки всевозможных высокопрочных легированных сталей, широко встречающихся в артиллерийских системах, минометах, танках и в другой оборонной технике.


В сварных швах возникали трещины. Уже на Урале осенью 1941 г. экспериментальные и теоретические исследования дали возможность выяснить причины возникновения трещин в сварных швах на броневых сталях. Были разработаны способы устранения опасности появления трещин путем введения в зону сварки низкоуглеродистой проволоки, снижающей содержание углерода до 0,16%. Руководителем этих работ был В. И. Дятлов (Институт электросварки АН УССР), в работе участвовал инженер завода Б. И. Иванов.

В годы Великой Отечественной войны практическое применение получил также прием сварки по предварительно уложенным в разделку кромок присадочным пруткам. Эта технология сварки броневых сталей была принята всеми заводами Народного комиссариата танковой промышленности СССР и также давала возможность получать прочный и вязкий металл шва без трещин в металле шва и в зоне термического влияния.


Научные сотрудники института не оставляли своего места по 10—12 ч в сутки, работали и в выходные дни. И результаты были ощутимые: за пять месяцев 1941 г. были смонтированы и пущены в эксплуатацию девять автоматических установок для сварки отдельных узлов танков, разработан технологический процесс, смонтированы и пущены установки для скоростной сварки авиабомб, подготовлены сварщики, работающие на автоматах, и мастера-наладчики. В январе 1942 г. были сварены под флюсом борта первого в мире сварного танка. Убедительные результаты получены при испытании танка на полигоне. Один борт танка сварили автоматом под флюсом, а другой — вручную. После обстрела танка с весьма короткой дистанции оказалось, что автоматные швы остались целыми, а швы, сваренные вручную, во многих местах были разрушены.


Освоив борты на двух автоматических установках, стали сваривать нос танка. Швы на носу всегда доступны для внешнего осмотра. Поэтому при разработке технологии сварки особое внимание было уделено «косметическому» оформлению. Затем была освоена сварка заднего моста, башни, командирской башенки, обода колес и некоторых других узлов.



Таким образом на Уральском танковом заводе, образованном в результате объединения завода имени Коминтерна, прибывшего из Харькова, и местного вагоностроительного, были смонтированы и пущены 19 установок для автоматической сварки танковых корпусов, и была смонтирована и пущена в действие первая в мире поточная линия для изготовления бронекорпусов танков. В поточную линию входили: сборочные стенды, установка для автоматической электросварки под флюсом продольных швов большой длины, станки-автоматы карусельного типа для автоматической электросварки круговых швов, самоходные сварочные головки для сварки продольных швов небольшой длины, самоходные головки для сварки круговых швов. Создание поточной линии дало возможность прекратить выпуск корпусов танков в индивидуальном порядке. Пуск поточной линии освободил для других работ 280 квалифицированных сварщиков, которых заменили 57 рабочих, в основном девушки.

Похожие статьи

Сварка во время войны. Начало.

Сварка во время войны. Начало.

Друзья! Данной статьёй мы открываем цикл к 75-летию победы. Начнем с описания процесса производства брони в фашистской Германии. Говорят, противника нужно уважать, вот им и первый ход! Прежде, чем пр..

Сварка во время войны. Часть 2.

Сварка во время войны. Часть 2.

В сегодняшней публикации из цикла “Сварка во время войны” мы расскажем о союзниках. Преимущественно о США.Американский подход сильно отличался от остальных основных участников. В начале войны Армия ст..

Сварка во время войны. Часть 3.

Сварка во время войны. Часть 3.

С сегодняшнего выпуска из цикла “Сварка во время войны” мы будем рассказывать о достижениях Советского Союза. В первую очередь - о человеке, внёсшем огромный вклад в дело победы. Евгений Оскарович Па..

Сварка во время войны. Часть 4.

Сварка во время войны. Часть 4.

В прошлой статье мы рассказывали про автоматическую сварку, разработанную в СССР. Сегодня же история будет про достижения подводные! К годам войны многие страны подошли с наработками в области резк..